Литература в первой половине 19 века


  • Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века план-конспект по литературе
  • Сочинение на тему русская литература начала 19 века
  • Литература xix века
  • Русская литература 19 века
  • Российская культура первой половины XIX в.
  • Общая характеристика русской литературы 19 века (кратко)
  • Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века план-конспект по литературе

    В это время жили и творили поэты и писатели, чьи произведения по праву считаются классическими и определяющими «лицо» всей отечественной литературы: А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой и многие другие. Формирование великой русской литературы началось в первой половине XIX века. Этот процесс был связан с именами А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Предшественники Пушкина В самом начале XIX века прочные позиции в русской литературе занимал сентиментализм, как разновидность раннего романтизма.

    Главной фигурой этого направления был Н. Карамзин, автор популярной повести «Бедная Лиза» г. Одними из первых романтиков были В. Озеров, А. Шаховской, П. Настоящим новатором стал Г. Державин, положивший начало созданию русского литературного языка. Клето Луцци Лузи. Важным явлением в развитии русской литературы стала борьба между представителями «державинской школы» и «карамзинистами» противостояние «трудного» и «легкого слога».

    Он выступил в качестве драматурга и к началу XIX века уже пользовался определенной известностью. Но настоящую славу принесли Крылову басни. В г. Крылов стал классиком русского басенного жанра, придав ему подлинную народность. Выдающимся поэтом начала XIX века был К. Батюшков, оставивший после себя сборник «Опыты в стихах и прозе». Батюшков был одним из ярких представителей русского романтизма. Его творчество оказало огромное влияние на А. Крупнейшим поэтом и главой русских романтиков был В.

    Ему принадлежит заслуга перенесения в русскую литературу основных мотивов западноевропейского романтизма. Известность и славу Жуковскому принесли баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь», сказка «Спящая царевна», стихотворения «Море», «Мщение» и др. В е гг. XIX века появились первые произведения А. Его ранние стихотворения и несколько пьес в настоящее время малоизвестны читателям.

    В золотой фонд русской литературы вошло главное произведение поэта — «Горе от ума». Комедия открыла собой эпоху отечественной реалистической драматургии. Она до сих пор остается одной из самых популярных и востребованных пьес в русском театре. Два великих поэта Великим русским поэтом мирового значения был А.

    Пушкин, первым напечатанным произведением которого стало стихотворение «К другу-стихотворцу» г. Широкую популярность Пушкину принесла его первая поэма «Руслан и Людмила». Цитаты из них и даже сами названия превратились в часто употребляемые в повседневной жизни крылатые выражения. Традиции, заложенные Пушкиным в русскую литературу, поддерживаются на протяжении уже почти двух столетий.

    О громадном влиянии творчества великого поэта пророчески высказался в г. Григорьев: «Пушкин — наше все». Учеником Пушкина считал себя еще один гениальный русский поэт — М. Если не считать ранних незрелых литературных опытов, его творческий путь был очень недолгим: с г. За этот короткий срок Лермонтов создал немало выдающихся произведений: «Три пальмы», «Пророк», «Дума», «Бородино», поэмы «Демон» и «Мцыри». Первым отечественным психологическим романом стал «Герой нашего времени» — непревзойденный шедевр русской прозы.

    Лермонтов — непосредственный преемник пушкинских традиций, вдохнувший новую жизнь в развитие всей русской литературы. Пушкинская эпоха ознаменовалась появлением целой плеяды талантливых поэтов: Д, В. Давыдова, П. Вяземского, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Дельвига, Н.

    Языкова, А. Одним из основоположников русской философской поэзии был Е. Творчеству этих авторов часто незаслуженно отводится скромное место в тени великого современника.

    Гоголь В начале х гг. XIX века был издан сборник повестей молодого, никому не известного писателя под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начинающего автора звали Н. Гоголь, которому предстояло стать одним из основоположников русской реалистической литературы.

    Сборник сразу же принес писателю широкую славу. За ним последовали первые «петербургские» повести, «Тарас Бульба», «Вий», гениальная комедия «Ревизор». В повести «Шинель» Гоголь развил введенный Пушкиным образ «маленького человека». Проза и драматургия Гоголя оказали огромное влияние на всю русскую литературу и определили дальнейшие пути ее развития на долгие годы вперед. Критический реализм и «натуральная школа» Вторая половина XIX века ознаменовалась в русской литературе появлением социально-обличительного, критического направления.

    Его основоположниками стали представители т. Продолжателем романтических традиций в ранний период творчества был Н. Некрасов, издавший в г. Сборник вызвал резко отрицательный отзыв Белинского, что заставило Некрасова повернуть от романтизма к реализму.

    Ведущим жанром в его творчестве постепенно становится гражданская лирика. Лишь в г. В дальнейшем поэт все чаще изображает тяжелую жизнь простого народа. Широкую славу принесли ему произведения: «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Русские женщины». Главным делом жизни стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо» — эпическое произведение о России и невыносимых страданиях русского народа.

    Крупным представителем «натуральной школы» был И. Тургенев, автор антикрепостнического цикла «Записки охотника», в которым была дана широкая картина жизни крестьян и помещиков. Знаменитые романы Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» наполнены острым идеологическим содержанием. В них отражались основные этапы демократического движения, изображалась болезненная смена поколений в русском обществе. Значительным явлением середины XIX века стала трилогия И.

    Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» , написанная в рамках критического реализма. Иван Ильич Обломов принадлежит к вечным образам мировой литературы и воплощает в себе целую эпоху, уходящую в прошлое. Роман «Обрыв» — классическое произведение русского реализма, до сих пор не утратившее своей популярности. Непревзойденным сатириком и мастером гротеска был М. Салтыков-Щедрин — один из главных представителей обличительного направления.

    В известном произведении писателя «Помпадуры и помпадурши» гневной критике подвергается вся административно-бюрократическая система царской России. Самым ярким, вызвавшим яростные споры произведением Салтыкова-Щедрина стала «История одного города», в котором гротескное обобщение достигает максимальной силы. Запоминающийся образ Иудушки создан писателем в романе «Господа Головлевы». Большое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимает цикл обличительных сказок: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» и др.

    Драматургия С именем А. Островского связан период расцвета русской драматургии. В общей сложности писателем было создано почти пятьдесят оригинальных пьес, среди которых следует выделить такие шедевры, как «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза». В центре внимания драматурга — купеческое сословие, но свою главную задачу он видел в изображении душевного мира своих героев независимо от социальной принадлежности.

    Катерина из «Грозы» до сих пор остается одним из самых популярных женских образов в русском театральном искусстве. Достоевский и Л. Толстой Одним из самых известных и оказавших колоссальное влияние на мировую литературу русских писателей является Ф.

    Достоевский — тонкий знаток человеческой души. За рубежом его нередко обвиняют в чрезмерном пессимизме и склонности к мрачному изображению действительности, но признают огромный талант писателя в разработке психологических портретов своих героев. Романы Ф.

    Сочинение на тему русская литература начала 19 века

    Исторические события. Общественная мысль. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. Художественная литература начала 19в. Огромное значение в развитии национальной и духовной жизни русского народа в общественном движении имела литература.

    Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство. В начале века значительную роль в русской литературе играли Н.

    Карамзин и В. Карамзин был главой сентиментального направления. Он много сделал для развития русского языка. В его произведениях «Бедная Лиза» и др. Но он представлял жизнь в идиллическом, приукрашенном виде. Близок к нему был глава романтизма В. Его блестящие по форме стихотворения оказали большое влияние на развитие русской поэзии. Жуковский прославился также как замечательный переводчик «Одиссеи» Гомера и восточного эпоса «Рустем и Зораб».

    Во второй четверти века господствующим направлением в русской литературе стал реализм. Литература стала не только правдиво Читайте также: "Солнце мертвых": краткое содержание. Замечательным явлением литературы первой четверти XIX в. Грибоедова «Горе от ума». Еще в рукописи она во множестве экземпляров разошлась по всей России и стала необычайно популярной, особенно среди молодежи. Грибоедовская комедия была настольной книгой многих декабристов.

    Правдивое изображение жизни, образность языка, оригинальность замысла столкновение нового, передового со старым, реакционным принесли огромный успех этому произведению.

    Грибоедов наносил тяжелый удар косности, невежеству, всему тому, что мешало утверждению нового. Он был близок со многими декабристами и, хотя во время восстания 14 декабря г. Грибоедову удалось доказать непричастность к восстанию, и царю пришлось его отпустить.

    Жизнь А. Грибоедова трагически оборвалась в г. Литература первой половины 19 века: особенности, представители Начало 19 века было уникальным временем для русской литературы. В литературных салонах, на страницах журналов шла борьба сторонников различных литературных направлений: классицизма и сентиментализма, просветительского направления и зарождающегося романтизма.

    В первые годы 19 века господствующее положение в русской литературе занимает сентиментализм, неразрывно связанный с именами Карамзина и его последователей.

    И вот в году выходит книга под названием «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка», автор которой А. Шишков подверг весьма решительной критике «новый слог» сентименталистов. Последователи карамзинской реформы литературного языка дают классицисту Шишкову резкую отповедь. Начинается длительная полемика, в которую в той или иной степени были вовлечены все литературные силы того времени. Почему же полемика по специальному литературному вопросу приобрела такую общественную значимость?

    Прежде всего потому, что за рассуждениями о слоге стояли проблемы более глобальные: как изображать человека нового времени, кто должен быть положительным и кто — отрицательным героем, что такое свобода и что такое патриотизм.

    Ведь это не просто слова — это понимание жизни, а значит, отражение ее в литературе. Классицисты с их очень четкими принципами и правилами привнесли в литературный процесс такие важнейшие качества героя, как честь, достоинство, патриотизм, не размывая пространство и время, тем самым приблизив героя к реальности. Показали «языком правдивым», передающим возвышенное гражданское содержание.

    Эти особенности останутся в литературе 19 века несмотря на то, что сам классицизм уйдет со сцены литературной жизни. Когда будете читать «Горе от ума» А. Грибоедова, убедитесь в этом сами. Близкие классицистам просветители, для которых политическая и философская тематика, безусловно, была ведущей, чаще всего обращались к жанру оды.

    Но под их пером ода из классицистического жанра превращалась в лирический. Потому что важнейшая задача поэта-просветителя — показать свою гражданскую позицию, выразить чувства, овладевающие им. В 19 веке поэзия декабристов-романтиков будет неразрывно связана с просветительскими идеями. Казалось, существовала некая близость просветителей и сентименталистов.

    Однако это было не так. Просветители так же упрекают сентименталистов в «притворной чувствительности», «ложном сострадании», «любовных вздохах», «страстных восклицаниях», как это делали классицисты. Сентименталисты, несмотря на излишнюю с современной точки зрения меланхолию и чувствительность, проявляют искренний интерес к личности человека, его характеру. Их начинает интересовать обыкновенный, простой человек, его внутренний мир. Появляется новый герой — реальный человек, интересный другим.

    А с ним на страницы художественных произведений приходит обыденная, повседневная жизнь. Именно Карамзин первым делает попытку раскрытия этой темы. Его роман «Рыцарь нашего времени» открывает галерею таких героев. Романтическая лирика — это в основном лирика настроений. Романтики отрицают пошлую повседневность, их интересует душевно-эмоциональная природа личности, ее устремленность к таинственной бесконечности смутного идеала. Новаторство романтиков в художественном познании реальности заключалось в полемике с основополагающими идеями просветительской эстетики, утверждением, что искусство есть подражание природе.

    Романтики отстаивали тезис о преобразующей роли искусства. Поэт-романтик мыслит себя творцом, созидающим свой новый мир, ибо старый уклад жизни его не устраивает. Действительность, полная неразрешимых противоречий, подвергалась романтиками жесточайшей критике.

    Мир душевных волнений видится поэтам загадочным и таинственным, выражающим мечту об идеале прекрасного, о нравственно-этической гармонии.

    В России романтизм приобретает ярко выраженное национальное своеобразие. Вспомните романтические стихи и поэмы А. Пушкина и М. Лермонтова, ранние произведения Н. Романтизм в России — не только новое литературное течение. Писатели-романтики не только создают произведения, они — «творцы» собственной биографии, которая в конечном итоге станет их «нравственной историей».

    В дальнейшем в русской культуре окрепнет и утвердится мысль о неразрывной связи искусства и самовоспитания, образе жизни художника и его творчества. Об этом будет размышлять Гоголь на страницах своей романтической повести «Портрет». Видите, как причудливо переплетаются стили и взгляды, художественные средства, философские идеи и жизнь… В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как новая ступень познания человека и его жизни в литературе.

    Родоначальником этого направления по праву считается А. Можно сказать, что начало 19 века стало эпохой зарождения и формирования в России двух ведущих литературных методов: романтизма и реализма. У литературы этого периода была и еще одна особенность. Это безусловное преобладание поэзии над прозой. Читайте также: Рассказы А. Чехова презентация к уроку по литературе 5 класс на тему Как-то Пушкин, будучи еще юным поэтом, восхитился стихами одного молодого человека и показал их своему другу и учителю К.

    Тот прочитал и вернул рукопись Пушкину, равнодушно заметив: «Да кто теперь не пишет гладких стихов! Умение сочинять стихи было тогда необходимой частью дворянской культуры. И на этом фоне явление Пушкина не было случайным, оно было подготовлено общим высоким уровнем культуры, включая и поэтическую.

    У Пушкина были предшественники, подготовившие его поэзию, и поэты-современники — друзья и соперники. Все они представляли золотой век русской поэзии — так называют 10—е годы 19 столетия. Пушкин — точка отсчета. Вокруг него мы различаем три поколения русских поэтов — старшее, среднее к которому принадлежал и сам Александр Сергеевич и младшее. Деление это условное, и конечно же упрощает реальную картину.

    Начнем со старшего поколения. Иван Андреевич Крылов — по рождению и воспитанию принадлежал 18 веку. Однако прославившие его басни он начал писать только в 19 веке, и хотя его талант проявился только в этом жанре, Крылов стал провозвестником новой поэзии, доступной читателю по языку, открывшей ему мир народной мудрости.

    Крылов стоял у истоков русского реализма. Надо заметить, главная проблема поэзии во все времена, и в начале 19 века тоже, — это проблема языка. Содержание поэзии неизменно, а вот форма… Революции и реформы в поэзии — всегда языковые. Такая «революция» произошла в творчестве поэтических учителей Пушкина — В. Жуковского и К. С произведениями Василия Андреевича Жуковского — вы уже познакомились. Вы, наверно, помните его «Сказку о царе Берендее…», балладу «Светлана», но, может быть, не знаете, что многие прочитанные вами произведения зарубежной поэзии были переведены этим лириком.

    Жуковский — великий переводчик. Он настолько «вживался» в переводимый им текст, что в результате получалось оригинальное произведение. Так произошло со многими переведенными им балладами. Однако и собственное поэтическое творчество поэта имело огромное значение в русской литературе.

    Читайте также: Сочинение по русскому языку ЕГЭ Шаблон с примером на 24 балла! XIX века в печати начинают появляться юмористические рассказы А. Короткие, невероятно смешные истории очень нравятся читающей публике и вскоре приносят писателю всероссийскую славу. К концу х гг. От сатирического изображения действительности он переходит к философским размышлениям и критике царящей в обществе пошлости и бездеятельности. Художественная литература начала 19в. Огромное значение в развитии национальной и духовной жизни русского народа в общественном движении имела литература.

    Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство. В начале века значительную роль в русской литературе играли Н. Карамзин и В. Карамзин был главой сентиментального направления. Он много сделал для развития русского языка. В его произведениях «Бедная Лиза» и др. Но он представлял жизнь в идиллическом, приукрашенном виде. Близок к нему был глава романтизма В.

    Его блестящие по форме стихотворения оказали большое влияние на развитие русской поэзии. Жуковский прославился также как замечательный переводчик «Одиссеи» Гомера и восточного эпоса «Рустем и Зораб». Во второй четверти века господствующим направлением в русской литературе стал реализм.

    Литература стала не только правдиво изображать жизнь народа, но и пробуждала в передовых кругах русского общества стремление к борьбе против гнета и насилия, к свободе и справедливости. Замечательным явлением литературы первой четверти XIX. Грибоедова «Горе от ума». Еще в рукописи она во множестве экземпляров разошлась по всей России и стала необычайно популярной, особенно среди молодежи. Грибоедовская комедия была настольной книгой многих декабристов.

    Правдивое изображение жизни, образность языка, оригинальность замысла столкновение нового, передового со старым, реакционным принесли огромный успех этому произведению. Грибоедов наносил тяжелый удар косности, невежеству, всему тому, что мешало утверждению нового. Он был близок со многими декабристами и, хотя во время восстания 14 декабря г. Грибоедову удалось доказать непричастность к восстанию, и царю пришлось его отпустить. Жизнь А.

    Грибоедова трагически оборвалась в г. Музыка В начале XIX. Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям.

    Получает развитие и русская опера композиторы Кавос, Верстовский. Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы. Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский опера «Русалка» и др. В первой половине XIX. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.

    К середине XIX. Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом. Зарубежная литература первой половины 19 века — романтизм Зарубежное искусство 19 века базируется на постулатах реалистичности, романтики. Французский импрессионист Дега в своих картинах максимально четко передает настроения современного общества. Это сопоставление красивой жизни, трудных будней и тяжелого труда. От его работ веяло романтичной реалистичностью, естественностью.

    Романтика появилась в девяностых годах 18 столетия. Это творческое направление, сопровождающее формирование капиталистического общества, развал феодального строя, кризис, неопределенность. Обзор зарубежной литературы 19 века указывает на некоторые особенности творчества: Спор с рациональными взглядами. Писатели опровергают простоту жизни, позиционируя ее как нечто сложное, недоступное логике, разуму; Преобладание эмоционального взгляда. Главное в существовании человека — его эмоции, чувства.

    Они должны руководить действиями, поступками; Первые проявления идеализма, материализма, просветительства. Для идеалистов свойственно максимально приукрашивать весь мир, добавлять ярких красок, чувственности. Материализм иногда переплетается с романтизмом, мистикой; Мистическая литература 19 века в Европе. Направление занимало особую позицию в творческом мире. Произведение, картина наполнялись потусторонними, сверхъестественными мотивами. Обсуждались предсказания, гадания, влияние мистики на повседневную жизнь; Раздвоение миров.

    Характерно для романтизма. Писатель описывает сразу два мира. Один может являться жестоким, непонятным герою. Другой мир — желаемая реальность, существующая в голове персонажа; Элементы фатализма. В 19 веке впервые было представлено творчество со стороны фаталистического, мистического отношения к понятию судьбы, жизни, предопределения.

    Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления. Лекция 4 2 часа Русская литература первой половины XIX столетия. Творчество Пушкина А. Социально-исторические особенности развития России, определившие характер развития литература первой половины XIX столетия. Творчество наиболее значительных писателей первой половины XIX века. Основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина А. Социально-исторические особенности развития России, опередившие характер развития литература первой трети XIX столетия Начало XIX столетия явилось для России временем серьезных социальных потрясений.

    В марте года император был убит заговорщиками, возглавляемыми придворной аристократией. Начинается царствование Александра I, который издал ряд указов, способствующих развитию литературы.

    Литература xix века

    Был снят запрет на ввоз книг из-за границы, разрешены частные типографии. При Павле I цензура находилась в ведении полиции; в году последовали распоряжение, освободившее литературу от полицейского надзора. Многие передовые люди увидели в царе поборника прогресса. В дальнейшем выяснилось, что либерализм Александра I оказался лишь тактическим ходом и данью требованиям времени. Правитель, который был, по справедливому выражению А.

    Пушкина, «в лице и в жизни арлекин», со временем перестает играть роль вольнодумца. Упрочиваясь на троне, царь все менее нуждался в показном либерализме. Следствием этого является появление нового цензурного устава и «Цензурной ревизии»которая должна была вести наблюдение за работой цензоров и произведениями, уже вышедшими из печати.

    Событием, ускорившим социально-политическое развитие России и глубоко отразившимся на ее культурной жизни, явилось война года. В развитии национального и особенно социального самосознания, несомненно, сыграло роль пребывание русских солдат и офицеров за границей, где они увидели иные, отличные от русских, общественные отношения.

    В связи с победным окончанием Отечественной войны все ждали социально-правовых преобразований и экономических улучшений. Но, вопреки ожиданиям значительной части нации, правительство избрало путь усиления открытой реакции. Большое количество помещиков, желая возместить хозяйственный ущерб, нанесенный войной, применяла все более жестокие способы эксплуатации крестьян.

    Недовольство самодержавным деспотизмом, усиливающееся в связи с ростом социальных противоречий, подъемом национального и общественного самосознания, обусловило возникновение тайных декабристских обществ. Первое из них «Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества» возникло в ом году. В дальнейшем на этой основе возникло еще несколько группировок. В начале х годов были организованы Северное общество в Петербурге и Южное общество в Тульчине. В декабристских организациях было два течения: монархически-конституционное и республиканское.

    Выступая против самодержавия и крепостничества, за республиканское правление, декабристы выражали интересы не только передового дворянства, но и широких народных масс.

    Тургенев писал в своем дневнике: «История народа принадлежит народу — и никому более! Бестужев: «До сих пор история писала только о царях и героях … — нынешний век понял, что сила государств составляется из народа». Декабристы избрали методом революционного действия военный переворот, возглавляемый группой оппозиционного дворянства.

    Изоляция от широких масс привела их к поражению; выступление было подавлено 14 декабря года. Николай I, вступивший на престол после своего брата Александра, проводил откровенно реакционную политику. Характеризуя ее, А. Герцен писал: «первые годы, последовавшие за м, были ужасны… Людьми овладевало глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». В обстановке неистовой подозрительности и интенсивных поисков крамолы шпионаж стал «духом времени», а тайное наблюдение — манией.

    В октябре года умеренно-либеральный цензор А. Никитенко писал в своем дневнике: «У нас боятся думать вслух». Ситуация не улучшилась и в последующие годы правления царя, который не случайно получил прозвище «Николай Палкин».

    Не случайно А. Герцен называл это время «царством мглы», «мрачным коридором», в котором «люди гибли с платком во рту». Литературный процесс начала XIX столетия отличается чрезвычайной сложностью. Классицизм, державший в своей власти художественное творчество почти в течение столетия, не окончательно сошел со сцены в первой четверти XIX века.

    Предпринимаются попытки приспособить его к новым историческим условиям. В — годах сторонниками классицизма создается литературное общество «Беседа любителей русского слова». По имени «теоретика» «Беседы» А. Шишкова его сторонники стали называться шишковистами. Защищая русское самодержавие и церковь, Шишков выступал против «чужеземной культуры». В «Беседе» читались оды, «пиимы», трагедии, одобрялись произведения столпов русского классицизма.

    Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, особенно — в жанре трагедии. В то же время классицизм дает о себе знать и в творчества поэтов, явно тяготеющих к другим направлениям его черты заметны в таких стихотворениях Пушкина-лицеиста, как «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию» и др. Сентиментализмзавершал свое существование, подвергаясь критике с разных сторон: классицистов, предромантиков и реалистов.

    Тем не менее, это литературное направление было еще весьма влиятельным. Не случайно начало XIX столетия в русской литературе называли, в том числе и В. Белинский, «карамзинским периодом». Карамзинская школа заявила о своей литературной активности, создав объединение «Арзамас» — Поводом для организации общества послужила комедия Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой содержались пародийные нападки на Жуковского и карамзинистов.

    Противники «Беседы» объединились, взяв название общества из памфлета Д. Блудова, направленного против шишковистов, «Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», в котором был создан сатирический образ Шаховского, обижающего Жуковского, а местом действия был представлен Арзамас.

    В это общество входили В. Жуковский, К. Батюшков, В. Пушкин, А. Пушкин и др. Первоначальной целью общества была борьба с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа сатирические экспромты были способами обличения. Молодые люди, борясь с «Беседой», наследовавшей традиции «века минувшего», выступали носителями идеи новизны и прогресса, нового представления о личности, освобожденной от догм и предрассудков.

    Реализм начала XIX века развивался на основе традиций литературы предшествующего времени. В основном это был реализм просветительский : принципы социальной обусловленности поведения человека еще не подкреплялись принципами историзма, а углубленный психологизм не был осознан как важнейшая цель творчества.

    Писатели уповали на истинное просвещение как средство оздоровления нравов. Новые черты в прозе обозначаются в связи с Отечественной войной года и первоначально проявляются не в жанрах романа или повести, а в газетных и журнальных жанрах — заметки, очерка, записок мемуарного характера, обычно оформляемых в виде писем. Начинали формироваться принципы историзма, которые иногда объединялись с писательским интересом к текущей повседневности.

    В первой четверти XIX века реализм достиг наибольших успехов в басенном творчестве И. Крылова, в комедии А. Грибоедова, наследовавших опыт просветительского реализма, и в трагедии «Борис Годунов» А. Начинается формирование русского классического реализма. Предромантизм— общеевропейское явление в литературе конца XVIII — начала XIX века в России не оформился в самостоятельное литературное направление; сам термин появился в трудах исследователей более позднего времени.

    Предромантизм возникал в недрах классицизма и сентиментализма. Идеи европейских и русских просветителей о «естественном человеке», добром, нравственном, гармоничном по природе, о народе — хранителе исконной морали, прославление поэтической «первобытности» и критика ложной цивилизации, неприятие обыденных добродетелей даже в сентиментальной оболочке составляют социально-философскую основу предромантизма. Предромантическая стадия в развитии русской поэзии сыграла большую роль в литературной деятельности А.

    Пушкина и поэтов-декабристов. Она препятствовала расцвету на русской почве байронизма и «мировой скорби», помогала утверждению принципов народности. Русский предромантизм, влиятельный благодаря К. Батюшкову и Н. Гнедичу, юному А. Пушкину и его друзьям, содействовал формированию в начале XIX века, самобытных путей развития романтизма. Романтизм — общеевропейское литературное направление; его возникновение обычно связывают с событиями последней трети XVIII века великой Французской буржуазной революцией.

    Академик А. Пыпин, уясняя общественный смысл явления. Социально-исторические катаклизмы конца XVIII века, связанная с ними Отечественная война года обнажили противоречия жизни, которые не поддавались разумному объяснению.

    Философские основы романтизма также были общеевропейскими. Эстетика романтизма связана с идеями немецких философов-идеалистов И. Канта и Ф. Защита свободной фантазии художника не стесненной никакими правилами, близка мысли Канта о том, что гений стоит выше существующих рационалистических норм и свободно творит собственный мир.

    Выступления романтиков против регламентирующего подхода к искусству во многом определялось идеей Шеллинга о бесконечном как вечной смене форм жизни, как непрекращающемся развитии мысли. Романтики осознавали высокий смысл духовной жизни людей, пренебрегали материальным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обывательской толпы. Религиозная вера, христианство, было источником произведений многих из.

    Романтизм, как в зеркале, отразил, характер переломной эпохи с ее сомнениями и противоречиями, со стремлениями к чему-то новому и убежденностью в необходимости коренного преобразования действительности. Романтиков, как бы разнообразны ни были их идейные и эстетические платформы, объединяют многие общие принципы: 1 В глазах романтиков рационализм XVIII века оказался обесцененным, так как достаточно скоро стало очевидно, что обещанное царство разума недостижимо.

    Кризис просветительской идеологии вызвал к жизни романтическое мировосприятие, основой которого стал разлад между идеалом и действительностью. Острое осознание противоречивости жизни приобретало все более универсальный характер и порождало «романтическое двоемирие».

    Критическое отношение к действительности порождало нежелание изображать настоящее, побуждало романтиков искать свои идеалы вне современного мира.

    Неудовлетворенность окружающей действительностью принимала у романтиков разные формы выражения. Романтики обращались либо к прошлому, либо к утопическим представлениям о будущем. Романтику находили в вымышленных ситуациях, в сказочно-фантастических эпизодах. Иногда это лирические раздумья о безвозвратно ушедшем времени, идеализация средневековья или земель, не затронутых цивилизацией, иногда — бунт романтических героев против сковывающих их обстоятельств. Многие романтики стремились понять действительность во всей ее сложности и противоречивости, следствием чего становится диалектичность освоения реальности.

    В творчестве романтиков развивается принцип историзма, раскрывается сложная диалектика личной и общественной жизни. В то же время отказ от рационалистического объяснения противоречий жизни приводил ряд романтиков к идее зла как вечного начала жизни, порождал «мировую скорбь» или «космический пессимизм». В центре внимания романтиков оказывается прежде всего не окружающая реальность, а личность самого художника слова.

    Эта личность живет своим неповторимым, индивидуальным внутренним миром, и, не принимая действительности, творит сама, с помощью своего воображения или эмоциональной активности идеальный мир, соответствующий порывам и стремлениям ее субъективного духа. Таким образом, романтизм по своему ведущему методологическому принципу противостоял реализму, который в содержании и формах творчества ориентировался на объективную действительность во всем многообразии ее проявлений.

    Поэтическое воображение ставилось выше разума ему отводилось подчиненное по отношению к чувству и интуиции местотак же как поэзия объявлялась высшей формой человеческой активности. В противовес классицистам, ориентировавшимся при создании произведений на комплекс норм и правил, романтики говорили о том, что писатель обладает абсолютной творческой свободой.

    Культ раскрепощенной фантазии обусловил специфику излюбленных романтиками художественных средств — аллегории, гротеска и символа.

    Читайте также: Короткий рассказ: как написать, инструкция для новичков 6 Романтики высоко ценили в художественном творчестве его способность воздействовать на души людей. Для одних романтиков искусство — источник нравственного самоусовершенствования и проникновения в тайны бытия, для других — сила, побуждающая к активным действиям.

    Русская литература 19 века

    Вместо мелочей повседневной жизни они стремились к изображению необыкновенных событий. В противовес выработанному эпохой Просвещения усредненному представлению об абстрактном человеке романтики создают образы ярких индивидуальностей, исключительных, нередко — титанических героев, особые черты характеров которых раскрываются в исключительных ситуациях образ Мцыри у М.

    Лермонтова, герои «Тараса Бульбы» у Н. Отвергая враждебную социальную действительность, романтики уходили в сферу личных переживаний, открывали нравственные ценности в душе человека.

    В романтических произведениях создается специфическая эмоциональная атмосфера, которая позволяет авторам показать глубокие и могучие страсти, обуревающие персонажей. Как уже отмечалось, характерным признаком литературы становится интерес к неординарной личности с гипертрофированными страстями. Приемы психологического анализа, вошедшие в литературу в этот период, впоследствии были усвоены писателями-реалистами, которые применили их для обрисовки характеров обыкновенных людей.

    Кроме того именно романтики увидели неразрывную связь жизни отдельной личности с обществом, то, что в последующем определило своеобразие метода критического реализма. Внимание к личному как бы уравнивает душевный мир человека «микрокосм» с всеобъемлющим миром общества и вселенной «маркокосм». В романтическом методе социальное и психологическое выступает как философско-универсальное и символическое.

    По сути, романтики развивают просветительский взгляд на природу как великое благое начало, средоточие гармонии и красоты. При всей очевидной непохожести на просветителей, романтики с их бунтарским пафосом отрицания эстетических доктрин предшественников на деле в определенной степени сохраняют верность предшествующим традициям развития литературы. Они не отвергают просветительскую концепцию «естественного человека», противопоставляют буржуазной цивилизации и культуре жизнь на лоне природы.

    Особое место в творчестве многих романтиков занимают лиро-эпические, философско-символические поэмы, которые отличаются четким выражением позиции авторов и накалом чувств. Структура поэмы становится все более свободной, тяготеющей к универсальному охвату проблем эпохи. Требование от литературы народности и национальной самобытности становится общим местом в романтизме. Они стремились к яркости, красочности и необычности описаний, к эмоциональному воздействию на читателей.

    Поэтому произведения отличаются особой метафоричностью языка, обилием символов, эпитетов и сравнений. Многие русские поэты первой половины XIX столетия отдали дань романтизму В. Жуковский, А. Главными писателями, писавшими в направлении сентиментализма, являлись Карамзин и Жуковский. Сентиментализм провозглашает главной ценностью русской литературы чувства человека, его эмоции и переживания.

    Так, в начале девятнадцатого века сложились некоторые принципы сентиментализма. Романтизм пришел на смену сентиментализму. Зародился романтизм в Германии, а в Россию проник в х годах девятнадцатого века.

    Романтизм провозглашал культ свободы человека, его внутренней силы, способной как на созидание, так и на разрушение. Сатирическая проза как направление возникла в х годах девятнадцатого века. Поначалу сатирические произведения не воспринимались публикой, поскольку в них высмеивались не самые лучшие человеческие качества, которые принадлежали как раз людям, умеющим читать в то время — то есть чиновникам и дворянам.

    Представителями, работавшими в этом направлении, являлись: Салтыков-Щедрин и Гоголь. Народная поэма возникла как направление достаточно поздно — только в конце девятнадцатого века. Писатели в это время впервые заговорили о тяготах и нуждах простого русского населения, жизни крестьян. Впервые начался разговор об отмене крепостного права. Безусловно, данная тема была очень актуальна в то время. В эти годы возникали первые народные движения, и такая обстановка не могла не отразиться на русской литературе.

    Реалистический роман имел место быть во всей второй половине девятнадцатого века. Реализм пришел на смену романтизму. Авторы показывали читателю, прежде всего, действительность такой, какая она. Примером таких произведений можно считать, пожалуй, все произведения Л. Толстого и Ф. Реалистические произведения затрагивали общественные и остросоциальные проблемы, поэтому были столь популярны.

    Стоит отметить и уходящий в прошлое в девятнадцатом веке классицизм. В начале девятнадцатого века все еще оставались его приверженцы. Среди них были: Радищев, Фонвизин и Жуковский. Благодаря классицизму русская литература приобрела более оформившиеся черты.

    Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Все они создали неповторимый и уникальный образ русской литературы, создали ее такой, какая она и. Литература девятнадцатого века — это великое достояние России. Направленность литературы Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах.

    Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

    Русская литература первой половины девятнадцатого века Первая половина девятнадцатого века названа по праву «Золотым веком русской поэзии». Именно в это время на смену классицизму пришли романтизм и реализм.

    Это время известно более всего декабристским течением, а также реформами Александра Первого и Отечественной войной года. Так, произведения, созданные в этот период, имели очень большую литературную и историческую ценность, поскольку отражали в себе историю русского государства. Романтизм — это направление, главной темой которого является свобода. Неважно чего: свобода слова, выражения мыслей и взглядов, свобода чувств. Главный герой в романтизме всегда идет против общества. Этими предпосылками характеризуется своеобразный конфликт «человек-общество», «человек-окружающая среда».

    Наиболее характерные черты романтизма в то время в русской литературе были следующие: Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Русская литература первой половины 19 века руб.

    Реферат Русская литература первой половины 19 века руб.

    Российская культура первой половины XIX в.

    Контрольная работа Русская литература первой половины 19 века руб. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость В русском романтизме перед человеком — главным героем какого-либо произведения стоит проблема непонимания его обществом или же борьба с окружающим миром.

    Такими были герои произведений величайших русских авторов: Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно они в начале девятнадцатого века творили в литературном направлении романтизма.

    Характерной особенностью русского романтизма также явлется четкое разделение мира на «белое» и «черное»: резко противопоставляются друг другу добро и зло, любовь и ненависть. Главный герой романтических произведений — это человек, прежде всего, всегда находящийся в состоянии борьбы: внутренней или внешней. Это человек, способный испытывать сильные эмоции и чувства, способный сочувствовать и сопереживать другим людям как самому себе, способный жертвовать чем-либо своим во благо людям или стране.

    Таким образом, мы выяснили, что романтизм —это направление, господствующее в русской литературе в начале девятнадцатого века.

    Это дает понять нам, что русская литература не стоит на месте, а развивается. Требуется консультация по учебной работе? Задать вопрос Значение русской литературы первой половины девятнадцатого века Какое же значение имел романтизм в начале девятнадцатого века? Стоит разобраться в этом вопросе подробнее. Читайте также: Кто такой, чем знаменит и что сделал Аристотель: биография, характеристика и рассказы про философа современников Во-первых, русский романтизм и литература девятнадцатого века неразрывно связаны.

    Все произведения, едва отошедшие от классицизма и литературных канонов, имеют большую ценность сами по себе: литературную и языковую. Во-вторых, все произведения начала девятнадцатого века имеют большую историческую ценность, потому что они обусловлены событиями, происходившими в стране в этот момент. Так, русская литература первой половины девятнадцатого века имеет большое историческое и географической значение.

    В-третьих, содержание этих произведений показывает нам, какой герой был в то время популярен и какими чертами он обладал. Все это носит социальный характер, а, следовательно, произведения русской литературы того времени имеют еще и социальное значение. В-четвертых, данные произведения актуальны и по сей день, так как именно в них поднимаются вопросы, затрагивающие некоторые области в философии и религии.

    Следовательно, эти произведения можно назвать «вечными», поскольку их интерес никогда не упадет. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы первой половины девятнадцатого века имеют большую ценность, так как носят исторический, религиозный, описательный, социальный и даже философский характер.

    Феномен эпохи Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах.

    Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы. Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода.

    Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики.

    Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: «У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной». Роль литературы в обществе Практически то же самое говорил и Н. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно.

    Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла otherside red hot chili peppers себя эту функцию.

    Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования стоит вспомнить о том же Н. Чернышевском, Ф. Достоевском и другихс помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н.

    Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в г. Литература XIX века Литература. XIX. В широком смысле понятие «культура» включает все образцы человеческих достижений в различных областях жизни и деятельности. Поэтому вполне оправданно и уместно использование таких определений, как «культура быта», «политическая культура», «индустриальная культура», «сельская культура», «философская культура» и ряда других, обозначающих уровень творческих свершений в тех или иных формах человеческого общежития.

    И везде культурные сдвиги в XIX. Вторая половина XIX. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции благодаря когорте наших выдающихся соотечественников, творивших во второй половине XIX — начале XX.

    Ныне в любой точке мира трудно найти достаточно образованного человека, которому были бы неведомы имена Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, К. Станиславского, А. Павловой, Н.

    Это лишь некоторые, наиболее яркие фигуры, навсегда оставшиеся знаковыми в области русской культуры. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее. То же самое касается и конца того века, когда современником Л. Толстого и А. Чехова был преподобный Иоанн Кронштадтский Несмотря на распространение в дворянской среде различных форм вольнодумства, скептицизма и даже атеизма, основная масса населения Российской империи оставалась верна православию.

    На этой вере, которой русские люди были привержены уже много веков, совершенно не отразились бытовавшие в высшем обществе модные идеологические увлечения. Православие составляло суть того, что современная политология определяет заемным термином «менталитет», но что в русском лексическом обращении соответствует понятию «жизнепонимание». Православность народной среды так или иначе влияла на все стороны творческой деятельности самых замечательных отечественных мастеров культуры, и без учета христианского импульса нельзя понять, почему же в России, в отличие от других буржуазных стран, так и не возникло сколько-нибудь пиететного отношения ни к самим предпринимателям, ни к роду их занятий.

    Хотя к началу XX. Такие газеты или журналы сразу же превратились бы в объект гневных поношений, неизбежно начали бы терять читателей, и дни их были бы очень быстро сочтены.

    В разговоре о русском культурном процессе учет вышесказанного чрезвычайно важен в двух главных отношениях. Во-первых, для понимания духовного строя русских людей в целом, его принципиального отличия от общественной среды современной России. Читайте также: Реферат по литературе на тему "Постмодернизм в литературе" Во-вторых, для понимания того, почему жалость к бедным, сочувствие к «униженным и оскорбленным» являлись стержневым мотивом всей русской художественной и интеллектуальной культуры — от полотен передвижников до сочинений русских писателей и философов.

    Ярчайшим образом этот мотив проявился в творчестве двух самых известных представителей отечественной культуры указанного периода — писателей-пророков Ф. Достоевского и Л. Жизненные пути и творческие приемы Достоевского и Толстого совсем несхожи. Они не являлись единомышленниками, никогда не имели не только близких, но даже приязненных отношений и хотя в различные периоды ненадолго принадлежали к определенным литературно-общественным группировкам партиямно сам масштаб их личностей не укладывался в рамки узких мировоззренческих течений.

    В переломах их биографий, в их литературных произведениях сфокусировалось время, отразились духовные искания, даже метания людей XIX. Достоевский и Л. Толстой небыли лишь «мэтрами изящной словесности», блестящими летописцами времен и нравов. Их мысль простиралась значительно дальше обыденного, глубже очевидного. Их стремление разгадать тайны бытия, суть человека, постичь истинный удел смертных отразило в своем, может быть, высшем проявлении дисгармонию между умом и сердцем человека, трепетными ощущениями его души и холодно-прагматической безнадежностью рассудка.

    Их искреннее желание разрешить «проклятые русские вопросы» — что есть человек и каково его земное предназначение — превратило обоих писателей в духовных поводырей мятущихся натур, которых в России всегда встречалось немало. Достоевский и Толстой, выразив русское жизнепонимание, стали не только голосами времени, но и его творцами. Окончил пансион, а в г.

    Общая характеристика русской литературы 19 века (кратко)

    Вышел в отставку в г. Знакомится с В. Белинским и И. Тургеневым, начинает вращаться в столичной литературной среде. Его первое большое произведение, роман Бедные людиимел шумный успех. Весной г. Достоевский становится завсегдатаем собраний кружка В. Петрашевского, где обсуждались острые социальные вопросы, в том числе и о необходимости свержения существующего строя.

    В числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. Сначала его приговорили к смертной казни, и уже на эшафоте Достоевскому и другим обвиняемым явили царскую милость о замене казни каторгой.

    На каторге Ф. Достоевский провел около четырех лет — Пребывание в Сибири описал в книге очерков Записки из Мертвого дома, опубликованной и г. В —е гг. Писатель полностью порвал с революционными увлечениями молодости, осознал фальшь и опасность теорий по насильственному переустройству мира. Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей.

    Достоевский видел возможность постижения истины бытия лишь через веру Христову. Моральному развивались от христианского социализма к славянофильству. Однако славянофилом назвать его можно лишь с большой натяжкой. Он явился одним из родоначальников мировоззренческого течения, именуемого почвенничеством.

    Оно заявило о себе в —е гг. Достоевского достигло своего расцвета. В программе журнала «Время», к изданию которого Ф.

    Достоевский приступил в г. Эта позиция полностью соответствовала исходному славянофильскому постулату. Однако вселенский универсализм мышления Достоевского проявился уже в эту пору: Мы предугадываем, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа.

    Подобный взгляд нашел свое высшее воплощение в известном выступлении писателя на торжествах г. Пушкину в Москве. Именно в своей Пушкинской речи, вызвавшей восторг слушателей, а затем ставшей предметом ожесточенной полемики в прессе, Ф. Достоевский сформулировал свое видение будущего мира. Благополучие его он выводил из исполнения исторической миссии России — объединить людей мира в братском союзе по заветам христианской любви и смирения: Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное.

    Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.

    О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.

    Писатель-мыслитель шел значительно дальше традиционного славянолюбия, он проповедовал вселенское единение людей. Даже в эпоху молодости, когда он увлекался идеями социализма, он оставался в лоне Церкви.

    Одной из важнейших причин его разрыва с В. Белинским, как позднее признался Ф. Достоевский, стало то, что тот ругал Христа. Достоевского: «Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте».

    Нежелание и неумение увидеть окружающую красоту проистекает из неспособности человека овладеть этими дарами — «читал Ф. Всю жизнь писателя волновала загадка личности, им владел мучительный интерес к человеку, к заповедной стороне его натуры, глубинам его души. Размышления на эту тему встречаются практически во всех его художественных произведениях. Достоевский с непревзойденным мастерством раскрыл темные стороны души человека, силы разрушения, таящиеся в нем, беспредельный эгоизм, отрицание моральных устоев, укоренившиеся в человеке.

    Однако, невзирая на отрицательные стороны, в каждом индивидууме писатель видел загадку, каждого, даже в образе самого ничтожного, считал абсолютной ценностью. Не только демоническая стихия в человеке вскрыта Достоевским с небывалой силой; не менее глубоко и выразительно показаны движения правды и добра в душе человеческой, ангельское начало в. Вера в человека, торжествующе утверждаемая во всех произведениях писателя, делает Ф. Достоевского величайшим мыслителем-гуманистом.

    Достоевский уже при жизни удостоился в среде читающей публики звания великого писателя. Однако его общественная позиция, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывали нападки не только в радикальной, но и в либеральной среде.

    Расцвет творчества Достоевского пришелся на время «буйства нетерпимости». Все, кто не разделял увлечения модными теориями коренного переустройства общества, клеймились как реакционеры. Именно в е гг. Голосов оппонентов не хотели слышать.

    Как написал известный философ B. Соловьев о другом русском выдающемся мыслителе К. Леонтьеве, тот посмел «высказывать свои реакционные мысли» в такое время, «когда это не могло принести ему ничего, кроме осмеяния».

    Оппонентов третировали, им не возражали по существу, они служили лишь объектом осмеяния. Достоевский в полной мере испытал на себе моральный террор либеральствующего общественного мнения. Нападки на него, по сути дела, никогда не прекращались.

    Начало им положил В. Белинский, назвавший ранние литературно-психологические опыты писателя «нервической чепухой». Был лишь один краткий период, когда имя Достоевского пользовалось пиететом среди «жрецов общественного прогресса» — конец х гг.

    Петрашевского и стал «жертвой режима». Однако по мере того как выяснялось, что в своих произведениях писатель не следует теории острой социальности, отношение либерально-радикальной критики к нему менялось. После же появления в печати в — гг. Столичные газеты и журналы регулярно преподносили публике критические выпады против «общественных заблуждений Достоевского и карикатурного изображения им гуманистического движения шестидесятых годов».

    Подобное бесконечное третированне имени действовало на писателя угнетающе, и хотя взглядам и своей творческой манере он не изменил, но старался, по мере возможности, не давать новых поводов для нападок. Примечательный в этом отношении эпизод относится к началу х гг. Случилось как-то, что вместе с журналистом и издателем А. На этот вопрос Достоевский ответил: Нет.


    Литература XVIII века и первой половины XIX века (Первое задание формата ЕГЭ по литературе)



    Другие теги: выглядит машина пальца святого теле2 понять взрослых идеи

    3 Комментарии к “Литература в первой половине 19 века

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *