История создания комедии горе от ума


  • Особенности комедии «Горе от ума» (конспект лекции)
  • «Горе от ума» история создания
  • История создания комедии Горе от ума Грибоедова
  • История создания Грибоедовым комедии «Горе от ума»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»: история создания комедии
  • #«Горе от ума» и Малый театр: история длиной в два века
  • Особенности комедии «Горе от ума» (конспект лекции)

    Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. Основные действующие лица: Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте.

    Софья — его дочь. Лиза — служанка. Александр Андреевич Чацкий. Сергей Сергеевич Скалозуб — полковник. Князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей.

    Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины. Антон Антонович Загорецкий. Хлестова — свояченица Фамусова. Действие происходит в Москве, в доме Фамусова. Утром Лиза просыпается в гостиной, в кресле. Она всю ночь следила, чтобы никто не застал Софью и Молчалина наедине во время их свидания. Появившийся Фамусов сталкивается в дверях с Молчалиным, которому рекомендует «для прогулок подальше выбрать закоулок», так как твердо уверен в том, что тот, кто беден, не пара его дочери.

    Лиза в разговоре с Софьей вспоминает Чацкого, с которым та вместе-воспитывалась и который уехал странствовать примерно три года назад. Вошедший слуга докладывает о приезде Чацкого. Появляется Чацкий. Он пытается убедить Софью в том, что проскакал почти семьсот верст без отдыха только для того, чтобы увидеть ее. Спрашивает про общих знакомых, затем рассуждает о российском воспитании и образовании.

    Признается Софье в любви. Фамусов тем временем старается отгадать, в Молчалина или в Чацкого влюблена его дочь. Он спрашивает Чацкого, не думает ли тот жениться на Софье, советуя сначала ему пойти послужить. Но Чацкий возражает Фамусову, осуждая подобное поведение. Фамусова навещает полковник Скалозуб, которому хозяин очень рад. Речь заходит о женитьбе, о современном обществе. В комнате появляются Софья и Лиза, которые видят в окно, что Молчалин упал с лошади.

    Софья теряет сознание. Чацкий начинает подозревать, что Софья в Молчалина влюблена. Гости съезжаются в дом Фамусова на бал. В разговоре с Г.

    Обсуждая причины сумасшествия Чацкого, Фамусов утверждает, что всему виной учение. Гости постепенно разъезжаются. Репетилов, радуясь встрече с Чацким, зовет его с собой в клуб, но тот отказывается.

    Говорит, что отец завещал ему угождать всем людям, поэтому он любит дочь хозяина «по должности». Софья слышит эту беседу и, обманутая в лучших чувствах, приказывает Молчалину покинуть до утра их дом. Из-за колонны выходит Чацкий. Он тоже все слышал.

    Появляется Фамусов со слугами. Рассердившись, Фамусов угрожает дочери, что отправит ее к тетке «в глушь, в Саратов». Затем требует карету и уезжает.

    Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Цензура не давала разрешения. При этом шло распространение пьесы в народе через рукописи. Понимая, что иным способом комедия не увидит свет, Грибоедов поощрял это.

    В итоге появилось два рукописных варианта: Жандровский. После значительного сокращения текста некоторые отрывки согласился опубликовать альманах «Русская Талия». При этом ряд смелых диалогов героев были заменены на нейтральные фразы.

    Однако и этого было достаточно. Эффект от публикации был огромный, и Грибоедов сразу приобрел большую известность. Полная версия произведения была опубликована только после смерти писателя. Такое сообщение пришло из Ревеля в году. После этого Москва тоже дала добро на печатанье, но опять со значительными цензурными сокращениями. И только в год Россия увидела полноценную версию произведения. С такими же проблемами шла постановка театрального представления.

    В течение десятилетий предпринимались неудачные попытки на сценах разных городов. Лишь начиная с х годов они стали осуществляться без ограничений. Пьеса «Горе от ума» является гениальным произведением XIX века. Это творение высветило все проблемы светского общества того времени. Рейтинг 1 оценка, среднее 4 из 5 Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.

    «Горе от ума» история создания

    Он проявил себя в математике, был музыкально одарен, оставив популярный «Вальс Грибоедова», владел многими иностранными языками, был талантливым дипломатом, много сделавшим для налаживания отношений России с Персией, писал стихи, драматические произведения, прозу. Но в истории русской словесной культуры Грибоедов, «литературный однодум» Н.

    Пиксанов , — прежде всего автор комедии «Горе от ума», которую воспринимали не только как художественный текст, органическую часть театрального репертуара, но и как акт русского общественного и философского сознания, своеобразный «поведенческий текст». Комедия возникала в самом горниле гражданской экзальтации х годов, в преддекабристскую эпоху. В эти годы, —й, Грибоедов вынашивает свой замысел комедии по одной из мемуарных легенд он явился ему во сне , создает разные варианты и редакции, текст распространяется в списках.

    Рождение первых декабристских обществ и дворянской оппозиции, формирование молодой русской интеллигенции, раскол общества, предгрозовая обстановка, становление романтизма и выработка оригинальной философии, утверждение особой миссии слова — всё это не могло не отразиться в конфликте, сюжете, характерологии, стиле грибоедовской общественной комедии. Тема «Грибоедов и декабристы» давно привлекала внимание исследователей и даже определила заглавие одного из трудов, принадлежащих известному историку М.

    Хотя писатель не принадлежал ни к одному тайному обществу, но был дружен со многими декабистами, нередко высказывая сочувствие их идеям, хотя и не разделял их политической позиции.

    Грибоедов даже привлекался Следственной комиссией после восстания 14 декабря г. Декабристские идеи приписывались и герою грибоедовской комедии Александру Андреевичу Чацкому. Его монологи, особенно знаменитый «А судьи кто? Не случайно А. Герцен прямо назвал героя грибоедовской поэзии декабристом. В статье «Новая фаза русской литературы» он писал: «… это — декабрист, это — человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю… которой он не увидит» Дух времени разлит в воздухе комедии.

    Постоянные намеки на атмосферу аракчеевщины в армии, слова Хлестовой о «расколе и безверии» в Педагогическом институте, почти бытовые ругательства в фамусовском обществе: вольтерьянец, якобинец, фармазон, карбонарий — всё это отзвуки общественной жизни х годов.

    Но общественный, декабристский подтекст комедии не определяет ее пафос и ее смысл. Чацкий, «первый страдалец русской общественной жизни», концентрирует в себе прежде всего философскую проблему времени вообще и русской жизни в частности — идею национального самосознания, то, что афористически точно выражено в заглавии комедии — «горе от ума».

    Сочинение 2 «Грибоедов — «человек одной книги». Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места» — так считал В. Ходасевич, поэт Серебряного века и автор целого ряда литературно-критических статей и исследований. С одной стороны, с его утверждением можно согласиться, ведь действительно в историю русской литературы Грибоедов вошел как автор комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие.

    Но с другой — место Грибоедова в русской литературе особое: автор первой русской реалистической комедии вместе с Пушкиным стоит у истоков нового этапа развития отечественной литературы — реалистического. Замысел комедии возник в году но некотором данным уже в , но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. К началу года написаны первые два акта, а весной и летом года в Москве завершается первый вариант пьесы.

    Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» первоначально — «Горе уму» , В году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из 1 и III актов комедии, но разрешение на ее постановку получить не удалось.

    Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них лицейский друг Пушкина декабрист И. Пущин привез поэту в Михайловское. Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в году, а полностью она вышла в свет лишь в году.

    Подробный и обстоятельный анализ комедии Грибоедова «Горе от ума» был дан в критическом этюде И. Гончарова «Мильон терзаний» Направление и жанр Комедия «Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия. Она является сатирической, поскольку в ее основе лежат социальные противоречия.

    В то же время эго произведение, как никакое другое, соединило в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму.

    В этом смысле «Горе от ума» остается одним из уникальных художественных созданий начала XIX века в русской литературе. Драматургу приходилось считаться с требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене, а потому в комедии сохраняются некоторые его черты.

    Главное из них — соблюдение принципа apex единств: времени, места и действия. Грибоедов действительно сохранил единство времени действие комедии происходит в течение одного дня и места все действие протекает в доме Фамусова , однако требование единства действия оказалось нарушенным, так как в пьесе существует два конфликта — общественный и личный — и соответственно две сюжетные линии.

    В комедии также сохранились черты традиционного «любовного треугольника» и связанной с ним системы амплуа: героиня и два героя, добивающиеся ее руки и сердца, «благородный отец», помогающая влюбленным находчивая горничная — субретка и т. Но изменения, внесенные Грибоедовым в эти устоявшиеся формы, столь существенны, что позволяют говорить скорее об их разрушении. То же касается и использования «говорящих фамилий»: хотя формально они сохранились Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Тугоуховский , но не определяют полностью, как в классицизме, характер персонажа, поскольку он является подлинно реалистическим типом и не исчерпывается одной чертой.

    Таким образом, в рамки традиционной «высокой комедии» классицизма Грибоедов включает то, что характерно для произведений реалистического направления — изображение типических героев в типических обстоятельствах. В то же время Чацкому противостоят не Фамусов. Молчалин или Скалозуб, а весь «минувший век», сатирически изображенный Грибоедовым.

    Вот почему здесь так много эпизодических и внесценических персонажей, позволяющих расширить рамки социального конфликта. Реализм сказывается также в неоднозначном отношении автора к своему герою. Чацкий — вовсе не идеальный образ, это реальный человек с присущими ему достоинствами и недостатками. Чацкий «чувствителен, и весел, и остер», но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных выпадов, что создает комический эффект.

    Тематика и проблематика В соответствии с жанром сатирической комедии тематику «Горя от ума» составляют самые актуальные общественно-политические вопросы той эпохи. Особенностью комедии является то, что эти вопросы получают противоположную характеристику и оценку в зависимости от того, кто из героев пьесы их поднимает: представитель «века нынешнего», то есть прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества Чацкий, или те, кто в комедии отражает позиции консервативного большинства, представленного в лице фамусовского общества — так принято называть группу лиц: Фамусова, его домашнее окружение, а также гостей, приходящих в его дом.

    Противоположность позиций Чацкого и фамусовской Москвы проявляется в суждениях по всем важнейшим вопросам жизни общества: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чинам, просвещению и образованию, национальной культуре и народу; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути.

    Этот круг вопросов определяет актуальность проблематики комедии, отразившей наиболее существенные общественно-политические и нравственно-философские проблемы эпохи. Грибоедов поднимает проблемы социально-политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочитания, проблемы воспитания и образования молодежи, честного служения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры.

    Общественно-политические вопросы в комедии осмысляются в связи с проблемой личных отношений человека новых взглядов в условиях старой консервативной среды, поскольку общественная интрига сочетается с развитием любовного конфликта между Чацким и Софьей.

    Сюжет и композиция Новаторское произведение, комедия «Горе от ума» оригинально и необычно по своему построению. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

    Для современников Грибоедова подобное построение было настолько непривычным, что многие далеко не сразу оценили по достоинству новаторство драматурга.

    Сознательно нарушая «незыблемое» правило «трех единств», Грибоедов хотел показать многообразие проявлений человека и его отношений, а потому личная и общественная интрига сплетаются и создают подлинную жизненность представленных конфликтов личного и общественного. Отвечая на упреки современных ему критиков в «отсутствии плана», Грибоедов говорил: «План прост и ясен по исполнению. Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». Основные герои Создавая реалистическое произведение, Грибоедов поставил перед собой задачу показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей — своих современников.

    На этом принципе реалистической типизации основана система образов «Горя от ума». В ней нет четкого деления персонажей на положительных и отрицательных, как в произведениях классицизма. Нет в ней и четко выдержанных по правилам классицизма амплуа героев. Так, например, традиционные для комедий классицизма участники «любовного треугольника» — Чацкий, Софья, Молчалин — очень сильно отличаются от своих привычных амплуа, поскольку Грибоедов не хотел наделять их каким-то стандартным набором черт.

    И как полнокровные, живые образы они стали вести себя совсем не так, как предусматривали правила классицизма. По словам Гончарова, «вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц», в котором «и общее и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену». Действительно, каждый образ комедии — это полнокровный, «живой» человеческий тип, в котором сочетаются как общие, так и индивидуальные черты.

    Чацкий, единственный действующий в комедии противник фамусовского общества, является типичным представителем той части русского общества первой четверти XIX века, которая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения — «века нынешнего», как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотносили с декабристами, участниками восстания 14 декабря года.

    Не случайно в черновиках комедии ее главный герой назывался «Чадский», напоминая имя известного своим свободомыслием П. В образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нравы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды, ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры. Прежде всего, Чацкий похож на декабристов по своим взглядам.

    Главное, что сближает их, — это протест против крепостничества монолог «А судьи кто? Как и декабристы, Чацкий говорит о необходимости «службы делу, а не лицам».

    Гневные инвективы, связанные с протестом против системы фаворитизма, выступлением против авторитетов прошлого, — «судей решительных и строгих» — сочетаются у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания.

    Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова называют «мечтателями, опасными». Наряду с этим Чацкий, как и декабристы, считает необходимым развивать просвещение. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе.

    Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой национальной культуры. Чацкого волнует «смешенье языков: французского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе. А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образованных русских людей и народ. В реальной жизни людей, подобных Чацкому, было не очень много. Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии.

    В сценическом действии присутствует лишь один его единомышленник — Репетилов, но и тот оказывается мнимым соратником Чацкого, только подчеркивающим одиночество главного героя.

    Это образ-пародия. Суть этого характера выражена в словах: «Шумим, братец, шумим». Сочинение 3 Комедия «Горе от ума» А. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым.

    В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

    История создания комедии Горе от ума Грибоедова

    И вообще оно не хочет меняться, а предпочитает устойчивость, надеясь на проявление снисходительности к недостаткам, слабостям и даже порокам. Альцест упорствует и соглашается на собственное разорение, отказываясь переменить свой взгляд на человеческий род. И тут оказывается, что этот скромник и ненавистник «мизантроп» людей одержим гордыней и мнит себя центром Вселенной, придавая частному судебному процессу значение великого события в жизни общества.

    В несдержанном Альцесте Мольер подмечает чрезмерную, выходящую за разумные пределы добродетель, которая превращается в крайность и граничит с противоположными ей свойствами. Из-за гордости и упрямой неуступчивости Альцест попадает в рискованные положения.

    Альцест у Мольера представлен не только злым умником. Он еще и безумно влюбленный человек. Любовь не ослепляет Альцеста.

    И в этом отношении он не наивен. Он хорошо видит недостатки своей возлюбленной — Селимены, но не имеет сил справиться со своим чувством. Так как Селимена, критикуя свет, остается все-таки внутри салонной культуры, не разрывает с ней, получается, что Альцест, отрицающий эту культуру, вступает в противоречие с собой: он должен бы ненавидеть и презирать Селимену, а он ее безумно любит.

    Принципы отношения к другим людям он не распространяет на себя и на Селимену. С непостижимой силой вопреки всему Альцест верит, что его любовь «исправит» Селимену, излечит ее от пороков общества. Если Альцесту не удается изменить мир, изменить всех, то он надеется, что хотя бы одно существо он избавит от недостатков. И потому слабость, в которой признается Альцест, на самом деле выражает всю силу его души: он стал бы несчастнейшим из людей, если бы отступился от своих взглядов и намерений.

    Он готов умереть, но не отказаться от своих убеждений. Он слишком горд, чтобы сдаться. И тут выясняется, что в сочетание «злой умник» Мольер вкладывает особый смысл. Мысли Альцеста вовсе не злы, а, напротив, благородны и возвышенны. Он действительно умен, и комедия не выявляет его пустоты. Содержание его взглядов не смешно, а Альцест, если иметь в виду смысл его речей, нисколько не смешон. И почему же тогда он выглядит сумасбродом и предстает в смешном свете?

    Почему умный человек, который понимает, что становится смешным, не может этого избежать и — иногда поневоле, а то и по собственной воле — попадает в смешное положение?

    И даже можно выразиться более решительно: не может не стать смешным? Если речи Альцеста умны, то, следовательно, в том, что он смешон, виновато его поведение, форма, в которую облечено содержание его речей. Значит, слово «злой» в сочетании «злой умник» Мольер относил только к поведению Альцеста, к способам и приемам его общения с другими персонажами, с его нетерпимостью и невоздержанностью. Поведение Альцеста, его отношение к людям действительно не согласуется с поведением порядочного светского человека.

    Правила поведения светского человека в обществе были записаны в учебниках хорошего тона, которые выходили и во времена Мольера, и во времена Грибоедова. Альцест и Чацкий усвоили эти правила с детства, потому что с них начиналось воспитание дворянина в семье. К этому надо добавить, что правила светского поведения почти не изменились на протяжении столетий, разделяющих Грибоедова и Мольера.

    В учебниках XVII. Ничего нет более отвратительного, чем проповедник в гостиной, благовествующий собственные слова и поучающий от собственного имени». Если рассматривать Альцеста и Чацкого с точки зрения учебников по хорошему тону, то, конечно, он не может быть назван благовоспитанным человеком света.

    Но, может быть, он выглядит смешным именно потому, что нарушает нормы светского поведения? Отчасти это так, но и тут заключена не вся правда. Человек, нарушающий те или иные принятые нормы нравственности, выступает либо трагическим героем, либо преступником. Поскольку Альцест не преступник, то, следовательно, он трагический герой. Но трагический герой не может быть смешон. Значит, смешное — оборотная сторона трагедии, смешное должно быть не только формой поведения Альцеста, но и содержанием его характера.

    Форма поведения, избранная Альцестом, точнее, внутренне присущая ему, сросшаяся с его умом, с его душой, со всем его существом, оказывается глубоко содержательной. Она проистекает из тех свойств его натуры, которые повелевают Альцесту отвергать лесть и обличать порок, ненавидеть общество и презирать. И тут следует вдуматься в противоречие, которое движет Альцестом: ненависть к порочному обществу совмещена с любовью к Селимене, которую Альцест должен бы презирать.

    Эта любовь многое объясняет: герой хватается за последнюю спасительную надежду — за любовь, за возможность благодаря любви «исправить» Селимену, перевоспитать ее душу. Не будь у Альцеста этой веры, он превратился бы в мрачного человеконенавистника, в скучного скептика и умника, которому чуждо добро. Однако Селимена «неисправима» так же, как и люди светского общества.

    Следовательно, Альцест при всем своем презрении к морали света еще и наивен. И это та неотъемлемая черта характера, которая иногда делает Альцеста смешным и ставит его в смешные положения. Следовательно, герой не только умен, но и наивен. Наивность, как известно, не только трогательна, но и смешна.

    Смешно наблюдать, как умный человек неожиданно оказывается наивным, потому что ум, мудрость, казалось бы, несовместимы с наивностью. Однако сквозь смех в его наивности проступают ум и мудрость. Поэтому так трогает Альцест неизменностью своей любви к Селимене. Не надеясь переменить порочное и развращенное общество, он готов на поражение, на смерть, готов скрыться от всех ради сохранения честности и звания честного, не примирившегося с недостатками людей человека.

    Он готов …уголок искать вдали от всех, Где мог бы человек быть честным без помех! Для уяснения сходного и различного между комедиями Мольера и Грибоедова существенно соотношение в обоих героях — Альцесте и Чацком — трагического и комического. Золя сравнил Альцеста с Гамлетом. Само «действие происходит… спустя десять лет после войны года, то есть в »[1].

    Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты». История создания Музейный автограф «Горя от ума» название переправлено автором из «Горе уму». Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в году, вместе с трагедией «Борис Годунов» Пушкина, реалистический этап развития русской литературы.

    Замысел комедии возник в году по некоторым данным, уже в [2]но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. Большое влияние на автора произвели рассказы его подруги детства Греховой Евгении Борисовны.

    К началу года написаны первые два акта, а весной и летом года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» первоначально — «Горе уму». Создавая «Горе от ума» как сатирическую комедию нравов, Грибоедов использовал в качестве образца для подражания классическую пьесу Мольера «Мизантроп».

    Главного героя этой пьесы, Альцеста, роднит с главным героем «Горя от ума» Чацким амплуа «злого умника»: оба персонажа открыто и яростно обличают лицемерие и другие пороки общества, в котором живут[3].

    Читайте также: Сочинение Есть такая профессия Родину защищать рассуждение По приезде в Петербург Грибоедов был приглашён драматургом Н. Хмельницким прочесть свою новую пьесу в его доме, в узком кругу друзей, среди которых были актёры И.

    Сосницкий, В. Каратыгины и драматург В. Перед самым началом чтения с последним у Грибоедова случилась перепалка: Фёдоров неосторожно позволил себе сравнить ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения». Это задело автора, так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — хозяину дома не удалось замять ситуацию, и тот был вынужден оставить общество: «Драматургу из-за своей несчастной драмы пришлось сыграть комическую роль, а комик чуть не разыграл драмы из-за своей комедии»[4].

    В году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках.

    Один из них декабрист И. Пущин, лицейский друг Пушкина, привёз поэту в Михайловское. Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде.

    Впервые она со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора, в году, а полностью вышла в свет лишь в году. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Традиции, история создания, своеобразие жанра. Этапы создания г. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии. В это же баклажаны с творогом и сыром комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».

    Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку…» Середина октября г. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч по тем временам это огромный тираж. Особенности жанра Комедия — воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства.

    В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров. Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

    Александр Сергеевич Грибоедов вошёл в русскую литературу как человек одной книги. А всё оттого, что другие произведения мало известны широкой аудитории. В университете он написал комедию «Дмитрий Дрянской», в году перевёл французскую пьесу « Молодые супруги», позднее в тандеме с различными писателями Катениным, Вяземским, Шаховским разработал такие комедии, как «Студент», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Притворная неверность».

    В жанре комедии До « Горя» Грибоедов стремился совместить два её вида — злободневную, памфлетно-сатирическую, ставящую целью исправление нравов, и «легкую», светскую, свободную от нравоучений, с интригой и непринуждённым салонным диалогом. Комедия « Горе от Ума» принесла автору славу блестящего комедиографа.

    В этом произведении парадоксально сочетались идеи гражданского, или социального, течения русского романтизма с просветительскими взглядами и со старой, обновлённой и преобразованной формой классицистической комедии. Во времена Грибоедова на русской сцене господствовали два вида комедий: «лёгкая комедия» и « комедия нравов». Первая не ставила перед собой цель исправлять нравы, вторая делала такие попытки. Замысел комедии с самого начала включал сочетание обеих с водевилем. Само выражение «Горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось шаловливого оттенка, становясь более серьёзным, более драматичным.

    Литература 9 класс (Урок№13 - Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»)

    Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии, восходящая к Аристофану и Мольеру. Как отметил Пушкин, «высокая» комедия близка трагедии, хотя и лишена обязательной для трагедии неумолимой роковой предначертанности судьбы.

    Но общественные проблемы составили лишь одну линию, другая же, связана с любовной интригой, и поэтому жанр «высокой» комедии нуждался в «прививке» комедии нравов и «легкой» комедии. Помимо комедийных, в создании «Горе от Ума» заметно участие и других жанров — гражданской оды, близкой к ней обличительной сатиры, а так же похвальные оды, проявляющиеся в монологах героев. Кроме « высоких» жанров, легко заметить в «горе от Ума» и «низкие», такие как эпиграммы на явление или « лицо», пародию на балладу, на сентиментальные сюжеты и язык.

    Система образов традиционно классицистическая — портретная галерея из масок, причём, в отличие от прочих персонажей, у Чацкого масок аж целых четыре — говорун, резонёр, ложный жених и злой умник. В чем же идейное и стилевое своеобразие комедии? Обратимся прежде всего к конфликту. На фоне традиционных классических драм, водевилей, колких комедий Шаховского конфликт комедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной и глубиной. Чацкий — портрет живого человека. Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра.

    Чадский — не просто схема, воплощающая ум, а глубокий характер, разум — это только одна из черт .

    К году пьеса была готова к печати, ради этого автор отправился в Петербург. В дороге он изменил развязку: вставил сцену с разоблачением Молчалина Софьей. Напечатать или оставить пьесу не удалось. На помощь пришел друг Грибоедова А. В его департаменте создали множество копий комедии, которые называли списками или «Жандровской рукописью».

    История создания Грибоедовым комедии «Горе от ума»

    Произведение еще до первых публикаций приобрело популярность и разошлось на цитаты. Как говорили современники, не было такой дворянской семьи в стране, в которой не имелся бы список комедии.

    Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма? Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова.

    В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль.

    Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей. Вариант 2 Произведение не является ни одним из классических литературных жанров, поскольку относится к новаторскому созданию писателя, который изначально определял пьесу в виде сценической поэмы, затем называл ее драматической картиной, а впоследствии отнес к комедийному произведению.

    Автор сознательно отходит от традиционных принципов произведений классицизма, вводя в сюжетную линию пьесу несколько конфликтов, в которых помимо любовной линии присутствует острая социально-политическая направленность, определяющая основную тематику комедии в виде трагического противостояния разумной личности, разоблачающей взяточничество, карьеризм, лицемерие, недалекому окружающему ее обществу.

    Для реализации своего творческого замысла писатель вносит существенную корректировку в классицистические каноны традиционного понимания комедийного литературного жанра.

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»: история создания комедии

    В первую очередь, автор, используя принцип триединства, изменяет правило единства действия, введя в пьесу социальную основу и не заканчивая ее добродетельным финалом, в котором добро побеждает зло. Во-вторых, автор, описывая характерные черты персонажей комедии, добавляет к ним реалистичные, достоверные качества, наделяя каждого из героев, как положительными, так и отрицательными чертами характера.

    Реалистичность пьесы подчеркивается раскрытием автором насущных проблем, волнующих прогрессивных представителей современного общества, которые писатель выражает через образ основного персонажа произведения. Кроме того, в комедии присутствуют элементы драматического произведения, которые выражаются в душевных переживаниях главного героя, столкнувшегося с безответной любовью.

    Применяя в повествовании острую сатиру, писатель представляет свое произведение в виде живой демонстрации существующей общественной жизни, погрязшей в ханжестве, чинопреклонении, лживости, лицемерии, жадности. Комическая речь героев пьесы пестрит использованием многочисленных живописных, ярких, выразительных афоризмов, которые автор вкладывает в уста практически всех персонажей комедии.

    Отличительной особенностью пьесы является его стихотворная форма, заключенная в неизбежный ритм, не допускающих пауз, остановок, представляющей произведение в форме музыкальной драмы.

    Все вышеперечисленное позволяет отнести грибоедовское произведение к разряду литературных творений, представляющих жанровое сочетание, при этом основным из них является общественно-социальная комедия.

    #«Горе от ума» и Малый театр: история длиной в два века

    Использование комических обстоятельств в пьесе с применением разнообразных несоответствий, противоречий между трагедией и комедией позволяет автору продемонстрировать истинный смысл драматического конфликта века нынешнего и века минувшего, раскрывая жанровую суть произведения в форме трагикомедии, выражающейся в психологическом реализме описываемых событий.

    Созданное писателем творение, изобилующее художественно-сатирическими элементами, является значительным вкладом в развитии русской литературы. Проблематика В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный любовная драма и общественный противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого.

    Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности Чацкого и общества Фамусовского общества. Один из строгих канонов классицизма — единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов.

    В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.


    Лекция для 9 классов: «История русской комедии: ochkamikaihatsu.ruдов «Горе от ума»»



    Другие теги: домашних условиях лев 2017 работает место значение посмотреть мужа

    3 Комментарии к “История создания комедии горе от ума

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *